История и современность [6] |
Акушерство, гинекология [5] |
Кардиология [3] |
Неврология, психиатрия [3] |
Педиатрия [8] |
Практические навыки [12] |
Реанимация, ИТ [7] |
Терапия [2] |
Токсикология [2] |
Травматология [10] |
Хирургия [0] |
Инфекции [7] |
ЧС [2] |
Стандарты (пр.24 от17.01.2005 с изм. от26.04.2010) [1] |
Главная » Статьи » Неврология, психиатрия |
Синдром профессионального выгорания. Равнодушие – это паралич души, Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером (Freudenberger) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. В настоящее время термин «выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает. Когда говорят «Сидром профессионального выгорания», то имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к самому себе. Этот синдром включает в себя: чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой; циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда; возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у целых трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгорание не особо отличается от индивидуального: сотрудники теряют веру в позитивные изменения на работе и возможность изменить что-либо собственными силами. О близости коллектива к выгоранию можно судить и по конфликтности внутри отдела и общей тяжелой, гнетущей атмосфере. Многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс. Существует прискорбная тенденция работодателей и сотрудников немедленно возлагать ответственность за выгорание на индивида. Однако многие значимые переменные стресса включены в профессиональную должность до того, как конкретный человек будет на нее назначен. Выгорание является конечным результатом сложного баланса факторов окружения, в котором мы работаем, полученного образования, характеристик учреждения и личных моментов. Давно признано, что работа с определенными группами больных является дополнительным психотравмирующим фактором. К ним относятся люди старческого возраста, хронически или смертельно больные, пациенты, требующие интенсивного ухода, психически больные лица. Выгорание считают расстройством сверхпреданных и упрямых, а эти группы больных в целом имеют ряд общих особенностей, которые притягивают преданных идеалистов. Мы заметили, чем дольше персонал работает в хосписе, тем меньше им нравится работать с больными, тем в меньшей мере они ощущают себя успешно работающими и тем менее гуманна их позиция по отношению к онкобольным. Одно из первых мест по риску возникновения синдрома профессионального выгорания (СПВ) занимает профессия медицинской сестры. Ее рабочий день - это теснейшее общение с людьми, в основном с больными, требующими неусыпной заботы и внимания. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинская сестра невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Это проявляется неадекватным эмоциональным реагированием на пациентов, отсутствием эмоциональной вовлеченности и контакта с пациентами, утратой способности к сопереживанию пациентам, усталостью, ведущей к редукции профессиональных обязанностей и негативному влиянию работы на личную жизнь. Также достаточно выражено переживание психотравмирующих обстоятельств (фаза "напряжение"), что проявляется ощущением физических и психологических перегрузок, напряжения на работе, наличием конфликтов с руководством, коллегами, пациентами. Одним из важных моментов нашей работы является создание психологического комфорта нашим пациентам - комфорта душевного; избавить по возможности от сомнений, честно и открыто объясняя больному о его состоянии и прогнозе; сгладить конфликты с персоналом и родственниками больного, исключить все поводы для недовольства, агрессии, депрессии, включая в эту работу и родственников пациента. Все это требует колоссального терпения, спокойствия, самообладания. Чтобы создавать душевный покой кому-то другому, нужно чтобы и в твоей душе не было места раздражительности, неустроенности, усталости, которые рано или поздно вырываются наружу и отражаются на нашем общении с пациентами и с коллегами. 15 лет работы хосписа позволили нам сделать вывод: с меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности своей деятельности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями:
Если говорить о характере таких людей, то необходимо выделить такие индивидуально-психологические особенности, как высокая подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы, способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки. Это является отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию. Профилактика начинается с распознавания и понимания сути проблемы. Первый шаг в контроле за процессом выгорания — взять на себя ответственность за свое собственное переживание стресса и потом обязать себя изменяться. Однако нет общего согласия в отношении того, к каким мерам следует прибегать. Не существует простых или универсальных решений Важно принять вызов и постепенно рассматривать, что нам нужно и как приспособить методы "обуздания стресса” к нашей конкретной ситуации. В связи с этим, чтобы уберечь персонал от «выгорания» на рабочем месте, нами была разработана специальная программа, помогающая сформировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Наша программа представлена в виде роликов, слайд-шоу, музыкальных клипов, которые мы показываем в конце каждой «пятиминутки» перед началом и в завершении рабочей смены. Это позволяет настроиться на работу или отключится от негатива после смены. «И вот, в конце рабочего дня, проведенного в самых сокровенных уголках человеческих жизней, вероятно,- полезно применить что-то наподобие "метода декомпрессии”, что-то тонизирующее, что помогло бы нам возвратиться к другой части нашей жизни и устранить "негативные осколки” сохраняя соответствующие границы между работой и домом» (Kirkcaldy, Siefen, 1991). | |
Просмотров: 1873 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |